Вы тут

Немецкий биофизик

С точки зрения якобы непреложного закона абсолютной целесообразности рассматриваются некоторыми зарубежными патологами такие явления, как болезнь, воспаление, репаративная регенерация и др. Следуя, например, Ранке, болезнь рассматривается как нарушение связи целесообразности в организме, а воспаление и репаративная регенерация — как абсолютно полезная при всех условиях реакция организма. Все идеалистические школы в современной биологии и медицине широко используют телеологию в борьбе против диалектического материализма. Учение о телеологическом факторе, якобы управляющем развитием организмов, лежит в основе теории эмерджентной эволюции (К. Морган, С. Александер, Ч. Броуд) и ее разновидности — холизма (Я. Смэтс), а также таких новейших виталистических концепций, как органицизм, аристогенез и т. п. Согласно теории эмерджентной эволюции, возникшей в Англии в 20-х годах XX столетия и ставящей своей целью объяснение скачкообразности развития, возникновение жизни и ее последующая эволюция происходят в результате некоей действующей силы или активности, которая предопределяет все совершающееся и является причиной и импульсом всего происходящего. Основоположники теории эмерджентной эволюции в противоречии с материалистической биологией. Ч. Дарвина и его последователей истолковывают процессы изменения как иррациональные и в конечном итоге приходят к признанию бога. По К. Л. Моргану, признание бога является конечным философским объяснением, дополняющим научную интерпретацию. Разновидностью идеалистической философии эмерджентной эволюции является холизм. Холизм, представляющий идеалистическую философию целостности и стремящийся преодолеть спор механицизма с витализмом в биологии, был основан английским фельдмаршалом Я. X. Смэтсом (1870-1950), изложившим основные его положения в книгах Холизм и эволюция (1926), Холистичный мир (1938) и др. Один из важнейших, исходных принципов философии холизма может быть выражен в следующей формуле: целое больше, чем сумма его частей. Этот остаток, это большее рассматривается холизмом как ведущий, координирующий фактор, детерминируемый каким-то нематериальным, духовным началом. Идеалистически истолковывая несводимость целого к сумме своих частей, Я. Смэтс утверждает, что миром якобы управляет холистический процесс, представляющий собой процесс творческой эволюции, в ходе которого формы материи непрестанно увеличиваются.

Похожие записи